Иеросхимонах Паисий (Уваров)

Иеросхимонах Паисий (Уваров)
(26 октября / 8 ноября, 2002)

Детство и юность Петра Уварова прошли в советский период. Воспитание в семье было атеистическим, отец занимал довольно важный номенклатурный пост. При этом мама происходила из семьи священника Туманова Гавриила Ивановича (1882 г. - 1975 г.). О. Гавриил коммунистической властью был арестован и провел в лагерях тринадцать лет. В Котласе отбывал ссылку вместе епископом Лукой (Войно-Ясенецким), впоследствии, после освобождения, взявшим о. Гавриила к себе в Крымскую епархию. Позднее о. Гавриил служил в Белоруссии, куда переехала из Волгоградской области семья Уваровых. Дедушка и крестил в младенчестве Петю. С детских лет Петра отличала серьезность, задумчивость, склонность к уединению. Мама, Елизавета Гаврииловна, часто говорила: ''Он у нас какой-то необычный''.
Однажды Петр решает проведать деда. О. Гавриил жил отдельно от семьи родителей, служил в отдаленном приходе. Петр заходит в сельский храм и слышит слова из апостольского чтения: ''Иже верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острия меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих,... друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах, и в вертепах, и в пропастях земных...''( ). И происходит мгновенное, как вспышка молнии, осознание собственного призвания, жизненной цели. Зерно упало на подготовленную почву. По воспоминаниям О. Паисия, Господь посетил его через эти слова Священного Писания Своею благодатию, сердце возгорелось любовию к Нему, возникло твердое решение посвятить себя служению Богу. В армию Петр Уваров уходит верующим человеком.
Сразу поступить после армии в семинарию Петру не удается, и он (по чьему совету - неизвестно) уезжает в Куйбышев к владыке Иоанну (Снычеву). О куйбышевском периоде жизни о. Паисия, к сожалению, мало сведений. Он работает дворником, с прежней, выработанной годами упорных тренировок, неуклонностью готовится к поступлению. Например, сохранились дневниковые записи, по которым видно, как Петр планирует, за сколько времени сможет выучить наизусть Евангелие. Записи производят сильное впечатление. Несомненен дар слова пишущего.
Далее - зачисление (по направлению от Куйбышевско-Сызранской епархии, куда он и должен был вернуться на служение) 1979 году в семинарию, затем в Московскую Духовную Академию. Усиленное освоение святоотеческого наследия, а главное - практическое руководство опытных иноков Троице-Сергиевой Лавры. Восприемником о. Паисия становится архимандрит Кирилл (Павлов). Отныне все делается только по его благословению. О том, какое абсолютное значение о. Паисий придавал духовному наставничеству видно, например, из его письма брату Владимиру , уже бесповоротно уверовавшему к тому моменту: ''Главная причина всех бед у тебя - отсутствие одного настоящего руководителя. Единственный выход - приезжать каждый пост или каждый месяц ... сюда (в Троице-Сергиеву Лавру - А.А.). Добиваться увидеть одного человека... И получать ответы по списку на свои вопросы, если ты этого не будешь делать, то будешь много страдать и сидеть на мели ... если ты эту возможность не будешь использовать, то будешь виноват и, думаю, даже в будущей жизни будешь отвечать за это... Спрашивай на каждое дело благословение''.
В 1980 году происходит пострижение в монашество. Вот как сказано об этом поворотном событии в письме к матери: ''Итак, исполнилось желание моей жизни, когда я был неверующим мыслил это в другой форме, когда стал верующим нашел тысячелетиями выработанный наилучший вариант. Святым Духом и святыми людьми сложенные традиции и сотни последователей этого пути''. Надо сказать, что данное письмо посвящено целиком увещеванию матери к принятию веры. И старания о. Паисия не прошли даром.
Сознательно приходит в церковь Елизавета Гаврииловна, затем отец _ Иван Николаевич, а в 1985 году о. Паисий венчает родителей. В 1983 году архимандрит Кирилл благословляет духовного сына на нелегкий путь пустынничества. По окончании Московской Духовной Академии осенью о. Паисий приезжает на Кавказ, в удел Божией Матери, в абхазские горы, где и в советское время сохранялась традиция безмолвия и отшельничества.
Наступает период уединенных трудов по стяжанию благодати Святого Духа. Сведения о почти двадцатилетнем пребывании о. Паисия в Абхазии собираются. Но уже сейчас можно сказать, что он следовал средним, ''царским'' путем полностью в русле святоотеческого наследия. Использовались испытанные формы монашеского делания. Здесь были и стойкое перенесение суровых природных условий; достаточно сказать, что зимой в горах снег достигает глубины трех-четырех метров, и с декабря до Пасхи общение с миром прекращается полностью. И неуклонное выполнение молитвенного иноческого правила. Ограничение в питании и сне, бессчетные земные поклоны. Рукоделие - отец Паисий шил обувь и рюкзаки не только для себя, но и для других пустынников. Перенесение клеветы и оскорблений. За всем этим стояла любовь к Богу и ближнему. Отец Паисий говорил: ''Что может быть радостнее, как умереть за ближнего.'' О его духовном окормлении пустынницы, проживавшие по соседству (хотя в горах соседство относительное - день пути), вспоминают, что не выдержали бы лишений и тягот от внешних и внутренних скорбей без благодатной помощи отца Паисия. Вспоминают о нем и миряне, как приезжавшие за решением своих проблем к нему в горы, так и абхазские жители, которым отец Паисий стал известен в годы военного конфликта с Грузией, когда к пустынникам обратились с настоятельной просьбой выйти служить к оставшимся без пастырей людям. В его присутствии на душе обратившегося за помощью воцарялись мир и покой. О многом может сказать и тот факт, что о. Паисий 10 лет подвизался в одной келлии с иеросхимонахом Рафаилом (Берестовым).
Сейчас, наверное, уже можно сказать, что отец Паисий обладал благодатными дарами, в частности, даром прозорливости. Свидетельства об этом также собираются. В качестве примера можно привести следующий случай: причащавший его перед кончиной иеромонах обратился к отцу Паисию с насущными для себя вопросами, а получив ответ, впоследствии, уже после кончины отца Паисия, повторил их в обращении к о. Кириллу (Павлову), который разрешил сомнения инока в точности теми же словами.
Кончина отца Паисия последовала 8 ноября 2002 года. Физической причиной была тяжелая неизлечимая болезнь. Болезнь переносил мужественно, благодушно, кротко и молчаливо. В схиму был пострижен по указанию своего старца. Для обследования отец Паисий был привезен в Москву, также по благословению отца Кирилла, послушным учеником которого он оставался неизменно. Когда машина с телом покойного тронулась в обратный путь на Кавказ, в московских храмах зазвонили на всенощную колокола. Похоронен отец Паисий на сухумском городском кладбище.

Раба Божия Наталия

Комментарии
Пока нет комментариев
Иконная лавка
Контакты
Интернет Магазин "Православные Иконы"
Контактное лицо:
Александр
Телефоны:
+380 (99) 040-73-62показать+380 (99) 040-73-62 Александр
Адрес:
58003, Украина, Черновицкая обл., Черновцы, Комарова на карте
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх