Преподобная Досифея Китаевская, Киевская

Преподобная Досифея Китаевская, Киевская
(25 сентября / 8 октября, 1777)

Биографические сведения о прп. Досифее крайне скудны и противоречивы. Согласно одной версии Жития, по происхождению прп. Досифея была девицей, но подвизалась в мужском образе, вынужденно скрывая свое настоящее имя. Однако в церковной традиции существовала и другая версия Жития, согласно которой это был мужчина, беглый крестьянин. В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания "прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха". Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания имя "преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы".
В миру Дария Тяпкина, родилась в 1721 году в богатой и знатной семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет она жила в келье своей бабушки, насельницы московского Вознесенского монастыря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья "скрылась" во время прогулки с сестрами в роще.
Она остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где представилась беглым крестьянином Досифеем и была принята на послушание.
Три года длилось пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую Лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев.
В Киеве, как беглый, Досифей не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни, и долгое время подвизался «в великом воздержании». Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе.
В документах сведения о подвижничестве Досифея впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются». Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере.
Вероятно, после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х) Досифей оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры.
В 1766 году монах Досифей был вновь переведен в Китаевскую пустынь. К этому времени он «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Досифея бунчукового товарища Федора Савича, который утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в Киевском Вознесенском Флоровском монастыре. После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Досифея снова в Китаевскую пустынь «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать». Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей. В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Досифея по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архим. Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пустынь, где жил в уединенной келье у пруда.
По церковному преданию, именно прп. Досифей благословил на постриг прп. Прохора Мошнина (буд. прп. Серафима Саровского).
Спустя 20 лет сестра Дарьи-Досифея посетила Китаевскую пустынь и беседовала со старцем, который посоветовал "не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа". Лица монаха она не увидела. Приехав спустя некоторое время в Китаево, она не застала старца в живых и опознала Дарью по портрету старца.
Год кончины прп. Досифея разные источники указывают от 1775 до 1778 г. Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Дорофея в Китаевской пустыни: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.». В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована др. надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25».
Православная энциклопедия считает наиболее достоверной датой кончины 25 сентября 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Досифея. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено.
В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания "прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха".
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя "преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы" включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. Три попытки их обретения оказались неудачными. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифеи и воздвигнуто новое. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенном на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. "келья Досифеи", где каждый может почтить память преподобной.

Источник: drevo-info.ru
Иконная лавка
Контакты
Интернет Магазин "Православные Иконы"
Контактное лицо:
Александр
Телефоны:
+380 (99) 040-73-62показать+380 (99) 040-73-62 Александр
Адрес:
58003, Украина, Черновицкая обл., Черновцы, Комарова на карте
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх