Иеромонах Петр (Серегин), Пюхтицкий

Иеромонах Петр (Серегин), Пюхтицкий
(2 августа / 15 августа, 1982)

Священник о.Петр Серёгин оказался в Карелии не по своей воле. 
Он родился 21 августа 1895 года в селе Шуты Пензенской губернии в крестьянской семье. Родители его были крестьяне, глубоко верующие люди. От них он унаследовал любовь к храму Божию. 
Отец его пел в церковном хоре. И с детства о.Петр любил богослужение и в детских играх строил храмы. 
В юные годы читал духовную литературу и с отцом пел в церковном хоре. Учился в сельской школе, но в основном занимался самообразованием и ему было дано место волостного писаря. 
С 1921 года служил псаломщиком Троицкого храма в родном селе. В 1922 году посвящен в диакона. 
В 1925 году епископом Нижне-Ломовским Филиппом (Перовым), управлявшим в то время Пензенской епархией, был рукоположен во пресвитера к храму в соседней деревне Сияново. 
Наступали 30-е годы - годы репрессий. Коснулись они и семьи о.Петра. Первой пострадала матушка Анастасия Феодоровна. Её судила тройка, как это тогда практиковалось, и матушка была выслана в Вологодскую область, Грязовецкий район, село Шуйское. 
О.Петр вместе со старшим сыном Василием поехали навестить Анастасию Федоровну, но по дороге были сняты с поезда. В результате о.Петр был отправлен в Вологодскую тюрьму, а сын Василий уехал в Подмосковье. 
О.Петр был осужден, не имея никакой вины кроме того, что он-священник. После суда он был отправлен в Карелию на строительство Беломорско-Балтийского канала. Так он оказался в Карелии. 
Тем временем на родине о.Петра, в селе Шуты, остались две его дочери: Валентина 13-ти лет и Мария трех лет. 
Сельские активисты под руководством присланной из Петрограда пролетарки принимали все усилия, чтобы развеять по ветру семью о.Петра: девочек хотели отдать в разные детдома. 
Но Господь этого не допустил. Родственники и верующие люди прятали девочек от такого произвола. И в семье сохранилось воспоминание, как трехлетнюю Маню переносили ночью из одного села в другое, только бы уберечь. Ко всему этому надо добавить голод: кормилицей была лебеда и помощь добрых людей. 
В 1934 году из ссылки вернулась Анастасия Федоровна. Младшая дочь её забыла ... и не сразу узнала ... . 
В 1935 году окончился срок заключения о.Петра. Он освободился и перевез в Повенец всю семью. Церковь была закрыта, служить было негде и священник, как и многие в те годы, работал на гражданской работе: сначала контролером эл.сети, а потом плановиком в судоремонтном заводе. 
В 1941 году началась война и о.Петр был призван в Советскую армию. Несмотря на слабость здоровья, он участвовал в Великой Отечественной войне. Был удостоен нескольких правительственных наград. 
Семья его была из Повенца эвакуирована в Молотовскую область. Старший сын был оставлен на оборонные работы, а затем работал в Беломорске на судоремонтном заводе. И сразу после освобождения Петрозаводска с заводом приехал на восстановление города. В Петрозаводск уже из эвакуации вернулась и остальная семья. 
Окончание войны о.Петр встретил в Будапеште и оттуда уже вернулся к семье в Петрозаводск. 
С 1946 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) о.Петр служил в Крестовоздвиженском соборе г.Петрозаводска. 
В марте 1948 года епископом Петрозаводским и Олонецким Нектарием (Григорьевым) назначен благочинным храмов Олонецкой епархии и настоятелем Крестовоздвиженского кафедрального собора в г.Петрозаводске. 
О.Петр трепетно относился к священному сану. По улице он ходил в рясе. Из-за этого иногда испытывал неприятности: были случаи, когда ему вслед плевали, или бросали камни. 
Были происшествия и другого характера. Как-то подходили к нему бесцветные люди в незаметной серой одежде и предлагали: "Иди к нам работать. Мы тебя знаем, ты философ. Ты нам нужен". Догадываясь легко, откуда они, о.Петр отвечал на эти предложения твердым отказом.
После совершения богослужения о.Петр говорил проповеди. Он не составлял их заранее. Как правило, его проповеди были экспромты, как результат пережитого за литургией, от избытка сердца. 
Но однажды его сослуживец сказал ему: "Там считают, что ты слишком много говоришь". О.Петр смиренно ответил:"Хорошо, буду говорить покороче". Но, конечно, проповеди продолжал. 
В те тягчайшие годы, когда наша русская православная церковь несла свой мученический крест в условиях нравственных катакомб, о.Петр старался своим служением и словом помочь тем, кто искал выхода из этих катакомб, кто искал пути к спасению. 
В эти годы о.Петр начал записывать свои размышления, в которых красной нитью проходила тема: как спастись. Многие его размышления являются как бы переводом высоких духовных истин на язык, доступный любому верующему человеку. Они - как бы пособие для начинающих борьбу с собственными страстями. 
В 1954 году о.Петр был переведен в Таллинскую епархию. Он был назначен священником Успенского собора Пюхтицкого женского монастыря.
В те годы обитель была бедная. Жизнь монахинь многотрудная. Даже личную келлию о.Петру не смогли выделить сразу по прибытии. Он жил в гостинице. И почти десять лет он в монастыре служил один. Служил ревностно, отдавая все силы. Уходил в храм к полунощнице, выходил их храма после совершения литургии и совершения треб, т.к. в собор приходили и мирские люди со своими нуждами. Очень уставал. Иногда за недостатком времени для отдыха, даже спал сидя. 
Но, невзирая на усталость, после каждой литургии по-прежнему говорил проповеди. Его одинаково внимательно слушали и монашествующие и мирские. Иногда приезжали верующие и из Ленинграда, Москвы, Петрозаводска и других городов. О.Петр призывал всех обращать особое внимание на свой внутренний мир, на состояние своей души. Призывал к борьбе со своими внутренними страстями: покоелюбием, славолюбием, тщеславием, леностью и прочими. 
Отношение окружающих к о.Петру было весьма неоднозначное: кто-то его любил, кто-то уважал, кто-то терпел, а кое-кто и ненавидел. 
В те годы в монастыре подвизалась старица высокой духовной жизни, прозорливая монахиня Екатерина. О.Петр был ее духовником. И она его сердечно уважала. 
Иногда к о.Петру приезжали для беседы лица духовного звания. Например: о.Ливерий Воронов, о.Владимир Залипский, архим.Геннадий Высокоостровский и другие. 
Своим духовным чадам о.Петр любил повторять:"молчи, терпи, молись, смиряйся" и своей жизнью подавал пример кротости, смирения, преданности воле Божией. За многолетнее беспорочное служение Церкви Божией о.Петр был удостоен церковных наград. 
В 1970 году по состоянию здоровья протоиерей Петр Серегин вышел за штат. Последние годы жизни он провел в уединении, молитве и духовном подвиге, готовясь к завершению своего жизненного пути. 
Взаимоотношения о.Петра с окружающими были всегда просты и искренни, без малейшего налета светской любезности. Превыше всего он ставил исполнение своего священнического долга. И, находясь на покое, продолжал писать свои заметки. Из них набралось несколько сотен, собранных в тетради. Духовные дети о.Петра переписывали их от руки, иногда перепечатывали на машинке и стали называть их "сотницами". 
На титульном листе первой сотни о.Петр написал слова из Евангелия: "Раб, ведевый волю господина своего и не исполнивый, биен будет много".(Лука 12,47). 
Общее же заглавие всех заметок называется "Моя жизнь в Церкви Божией". В этих заметках - вся жизнь его души, горение его духа. Многие - просто как размышления, а некоторые озаглавлены; например: "Черты современного подвижничества", "О молитве", "О внутреннем делании" и т.д. 
О.Петр не искал человеческой славы, не искал дружбы с сильными мира сего. Основной его заботой было: как спастись и помочь спастись другим. О.Петр был абсолютно непритязателен в быту. 
У него осталось двенадцать внуков, которые жили в Петрозаводске, но каждое лето проводили в Эстонии около дедушки, неподалеку от монастыря. Он воспитал их в вере и благочестии. Слава Богу, все его внуки - верующие люди. А некоторые в шестидесятых годах даже пострадали за веру от безбожных преподавателей, будучи студентами высших учебных заведений. 
Незадолго до кончины о.Петр принял монашеский постриг. 
Он всю жизнь учил своих духовных детей и сам старался,- не имея пострига создавать свой монастырь в душе,- неся подвиги целомудрия, послушания и нестяжания. И Господь удостоил его монашеского пострига. 
Иеромонах Петр умер 15 августа 1982 года.
У иеромонаха Петра была небольшая слабость : с детства он любил цветы - незабудки. 
И дай Бог, чтобы в сердцах его духовных детей расцветали незабудки чистоты, добра, кротости и любви к Богу.

(Написано дочерью, Марией Петровной Кучеровой (Серегиной) 

Источник: web.petrsu.ru
Иконная лавка
Контакты
Интернет Магазин "Православные Иконы"
Контактное лицо:
Александр
Телефоны:
+380 (99) 040-73-62показать+380 (99) 040-73-62 Александр
Адрес:
58003, Украина, Черновицкая обл., Черновцы, Комарова на карте
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх