Мученик Освин, король Нортумбрийский

Мученик Освин, король Нортумбрийский
(20 августа / 2 сентября, 651)

Мученик и страстотерпец, король Дейры (южная Нортумбрия, ныне территория графства Йоркшир) в 644 – 651 годах. Основные сведения о жизненном пути и мученической гибели Св. Освина содержатся в «Церковной истории народа англов» Св. Беды Достопочтенного. 
Св. Освин был сыном дейрийского короля Осрика (правил в 633 – 634 годах), который принял крещение от Св. Паулина, но впоследствии отрёкся от Христа и вернулся к идолослужению, за что принял возмездие от Бога, будучи убит королём бриттов Кадгублауном Ллаухиром (Кадваллоном). После смерти Осрика, Св. Освин, в отличие от отца твёрдо державшийся веры во Христа, жил в изгнании в королевстве Уэссекс. Когда Св. Освальд Белорукий, объединивший под своим скипетром Дейру и Берницию (Северную Нортумбрию), погиб в битве при Мазерфилде в 642 году, Св. Освин вернулся на родину, где наследник Св. Освальда, король Освиу уступил ему власть над Дейрой, следуя, по всей видимости, волеизъявлению жителей этой провинции. Семь лет управляя своим королевством Св. Освин пользовался всеобщей любовью и уважением своих подданных за свои добродетели. Вот что рассказывает Беда Достопочтенный о нём (Книга III, глава XIV): «Король Освин был высок и красив, приятен в обхождении и щедр ко всем, знатным и простым. Все любили его за королевское достоинство, которое проявлялось и в обличье его, и в речах, и в делах, и знатные люди почти из всех провинций приходили, чтобы служить ему. Среди всех добродетелей, которыми, если можно так сказать, он был одарён в особой степени, особенно выделялось смирение». Св. Освин покровительствовал Св. равноапостольному Айдану, оказывал ему всевозможную помощь в деле распространения и утверждения Христовой веры среди жителей Дейры. Св. Беда повествует об одном единственном конфликте, произошедшем между этими двумя святыми людьми, в котором явственно обнаружилось величайшее смирение короля: «Он (т. е. Освин) подарил предстоятелю Айдану превосходного коня, на котором тот, обычно ходивший пешком, мог преодолеть реку или быстро добраться куда – то в случае необходимости. Через некоторое время Айдан встретил нищего, который просил у него подаяние. Он тотчас отдал нищему коня вместе с богатой попоной, поскольку был чрезвычайно сострадателен как друг бедных и отец всех убогим. Король узнал об этом и, встретившись с епископом за обедом, сказал ему: «Господин предстоятель, зачем ты отдал нищему королевского коня, предназначенного для тебя? Разве нет у нас менее ценных коней или других вещей, которые можно отдать бедным, вместо того, чтобы отдавать королевского коня, которого я специально для тебя выбрал?» Епископ же ответил: «Что ты говоришь, король? Разве сын кобылы для тебя дороже сына Божьего?» После этих слов они направились к столу. Епископ сел на своё место, а король, только что вернувшийся с охоты, отошёл погреться к очагу вместе со своими приближёнными. Вдруг он вспомнил слова епископа; тут же он вытащил меч, отдал слуге и, подойдя к епископу, преклонил перед ним колени и попросил прощения. «Никогда впредь, - сказал он, - не заговорю я о том и не озабочусь тем, что из моего имущества и в каком количестве отдано будет детям Божьим». Увидев это, епископ исполнился тревоги; он встал, поднял короля с колен и сказал, что будет доволен, только если король оставит скорбь и сядет за трапезу. Король подчинился настоянию епископа, однако тот сам делался всё печальнее и наконец начал плакать. Бывший с ним священник спросил его на его родном (т. е. на ирландском) языке, который король и его слуги не понимали, почему он плачет, и Айдан ответил: «Я знаю, что король не проживёт долго, поскольку я никогда я не видел столь смиренного государя. Этот народ недостоин такого правителя, поэтому скоро он будет похищен у этой жизни». Вскоре предсказание прозорливого старца сбылось. Между правителями Берниции и Дейры вспыхнула вражда, до этого медленно тлевшая все семь лет, пока Св. Освин находился у власти. И Св. Освин и Освиу собрали свои дружины и выступили навстречу друг другу. Однако Св. Освин не желал участвовать в междуусобной брани. К тому же его войско было намного меньше, чем у Освиу. Распустив своих воинов по домам Св. король со своим верным воином по имени Тондхер укрылся в поместье у знатного дейрийца Хунвольда, которого считал своим другом. Но Хунвольд оказался предателем и выдал местонахождение Освина его врагам. Освиу велел своему эльдормену (Св. Беда именует его префектом) Эдильвину казнить Св. Освина, что и было исполнено 20 августа (по юлианскому календарю) 651 года в селении Гиллинг (ныне графство Йоркшир, у Беды название передано в форме Ингетлинг). Уничтожив своего соперника, Освиу объединил Нортумбрию под своей властью. 
Позднее жена короля Освиу Св. Энфледа, приходившаяся тёткой Св. Освину, упросила своего мужа во искупление этого злодеяния построить на месте гибели страдальца монастырь, в котором по словам Св. Беды ежедневно возносились молитвы Господу «за упокой души обоих королей, убитого и того, кто приказал его убить». Монастырь в Гиллинге разграбили и сожгли датчане – язычники, но его руины сохранились до наших дней.
Возможно, благодаря рассказу Беды о добродетелях короля Освина, он был канонизирован в VIII веке и стал почитаться как мученик, ибо погиб «не за Веру, но за Правду Божью».
ело Св. Освина, первоначально находившееся в Гиллинге, было впоследствии погребено во дворе церкви во имя Пресвятой Девы Марии у устья реки Тайн (Tynemouth, ныне графство Tyne and Wear). У могилы мученика по воле Всевышнего совершилось множество чудес, и над ней возвели ораторий, превратившийся затем в небольшой монастырь - приорство. Туда приходило множество богомольцев поклониться гробнице царственного стратотерпца. Приорство вскоре превратилось в королевский некрополь, ибо многие короли и знатные нортумбрийцы желали обрести своё последнее пристанище около гробницы святого. В Тайнмоуте, например, был погребён в 792 году нортумбрийский король Осред II, брат Св. Алькмунда, умерший в изгнании на чужбине.
В ходе датских нашествий в IX – X веках монастырь неоднократно подвергался разрушению и разграблению, пока окончательно не был покинут иноками в 1008 году и место упокоения Св. Освина забылось почти на полвека.
Возрождение монастыря началось в правление Св. Эдуарда Исповедника. В 1065 году случилось чудесное обретение честных мощей Св. Освина. Некоему иноку по имени Эдмунд, жившему в тех местах отшельником король – страстотерпец явился в сонном видении и повелел сказать всем о том, что под полом монастыря лежит забытый всеми святой. Эдмунд в точности исполнил волю святого, иноки разобрали пол и обрели останки Освина. По повелению епископа их перенесли в строящуюся церковь приорства. Об этом знаменательном событии известно благодаря хронике (1236 – 1259 годы) Матвея Парижского, католического монаха обители Сент – Олбанс, . Однако из – за денежных и материальных затруднений монастырскую церковь не могли достроить в течение 20 лет, и мощи святого нашли пристанище в монастыре Ярроу. И лишь во времена нормандского владычества восстановление Тайнмоута завершилось. В 1074 году Вальтеоф Сивардсон, последний граф англосаксонского происхождения, даровал землю Тайнмоута монахам из Ярроу, которые привезли с собой мощи. Около 1090 года благочестивый нормандский граф Нортумберленда Роберт де Маубре (Mowbray) построил большую монастырскую церковь, и мощи Св. Освина упокоились в роскошной гробнице сначала на хорах церкви, а затем рядом с главным алтарём (перенесения мощей случились соответственно 11 марта 1100 и 20 августа 1103 года). В 1127 году рядом с гробницей Св. Освина появилась гробница Генриха Кокета, датчанина, подвизавшегося пустынножителем на острове Кокет (Coquet) у берегов Нортумберленда. В XIV столетии массовые паломничества верующих к горобницам этих двух святых стали мешать монастырским службам, поэтому для удобства обе гробницы были перемещены в капеллу Богоматери в северной части монастырского здания.
В годы Роспуска монастырей в правление богоненавистного Генриха VIII Тайнмоутское приорство было закрыто в 1538 году последним приором Робертом Блейкни по требованию королевских комиссаров. Когда вскрыли гробницу Св. Освина, тело короля и его одеяния были нетленными, однако это не остановило святотатцев и святые мощи безжалостно уничтожили. Та же судьба судя по всему постигла гробницу и останки отшельника Генриха. Остатки гробницы отшельника из Кокета можно и сейчас видеть в разрушенной капелле. От гробницы короля не осталось никаких следов, но полагают, что она находилась в центре капеллы.
И всё же часть мощей Св. короля может находиться в настоящее время в Дархеме, куда её перенёс священник Альфред Уестоу в XI веке.
Ещё одна реликвия, связанная с именем Св. Освина хранится ныне в Британском музее. Это древняя псалтырь, на которой (до пожара 1731 года, от которого эта книга пострадала) находилась надпись на латыни "Liber Oswini Regis".
Житие Св. Освина - «Vita Oswini», - было написано в XII веке неизвестным автором.
Св. Освину посвящена англиканская церковь в Уиламе, графство Нортумберленд, построенная в 1886 году.

Источник: western-saints.livejournal.com
Иконная лавка
Контакты
Интернет Магазин "Православные Иконы"
Контактное лицо:
Александр
Телефоны:
+380 (99) 040-73-62показать+380 (99) 040-73-62 Александр
Адрес:
58003, Украина, Черновицкая обл., Черновцы, Комарова на карте
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх