Икона Преподобного Евдокима Ватопедского, Новоявленного, 310x400мм

ОписаниеХарактеристикиПодобные товары
220 грн
В наличии
Контактная информация
Телефон:
+380 (99) 040-73-62
Александр
Адрес: Украина, Черновицкая обл., Черновцы, Богуна
Написать компании

Описание

Афон, колыбель святости, за более чем тысячелетнюю свою историю явил миру как бессчетное множество известных преподобных святителей, так и еще большее число безвестных. Сегодня мы отмечаем день памяти святогорского святого, подвизавшегося в нашем монастыре, преподобного Евдокима. И по сути своей мы совершаем память безвестного святого, ибо о его житии нам неизвестно ничего. Зато широко известно – и это явствует из прослушанных нами ранее в храме и сейчас за трапезой чтений – как были чудесным образом полностью обретены его святые мощи в усыпальнице монастыря.
Мы полагаем, что празднование сегодня памяти преподобного Евдокима Новоявленного Чудотворца вызывает особую радость и гордость во Христе не только у нас, монахов- ватопедцев, но и у всех святогорских – и шире – православных монахов. Ибо в лице сего преподобного отца по всей вселенной был явлен святогорский монашеский дух, коего он был подлинным выразителем.
Нам всем известно, сколь трудна борьба, которую ведет монах во имя стяжания добродетелей. Насколько же еще более трудна и сурова борьба, которую нужно вести для сокрытия своих добродетелей. Ибо если без должного тщания отнесется монах к сокрытию своих дарований, полученных в награду от Бога за подвижническую жизнь, враг рода человеческого, расставив козни тщеславия, похитит и отнимет у него их все. Святой Иоанн Лествичник уподобляет тщеславие муравьям на гумне у земледельца, ибо сии малые существа, если их не прогнать, постепенно расхищают всякий труд и плод.
Святой Евдоким, по всей видимости, столь тщательно скрывал свою праведность и святость, «что и незаметную смерть пожелал», как было сказано в Слове, написанном непосредственно по обретению его мощей. Боялся он, что и после смерти на его мощах найдут признаки святости. Несмотря на все старания, которые он прилагал во избежание почестей, братия монастыря должны были относиться к нему с великим почтением за его праведность. И потому, предчувствуя смерть свою, тайно ушел он из монастыря ночью, и придя на самый темный участок усыпальницы, возлег там в позе умершего, держа в руках образ Божией Матери Алтарницы, и испустил дух. Сие есть признак высшей степени смирения святого. Ибо если и после смерти своей хотел он скрыться, когда нет уже опасности тщеславия, то представьте себе, возлюбленные мои братия и отцы, сколь сильно скрывал он свои добродетели, как хотел вызывать лишь презрение и равнодушие, оставаться последним и неизвестным никому еще при жизни.
Философский принцип «проживи незаметно», усиленный, однако, и праведным во Христе житием, святогорский отец наш, память которого мы совершаем сегодня, воплотил в жизнь с великим искусством. Точнее, это было выполнением заповеди Христовой: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: “мы рабы ничего нестоющие”» (Лк 17: 10).
Святость его жития, которая явствует из благоухания его святых мощей и из чудесного их обретения, есть плод гармоничного включения в святогорские монашеские традиции. Живя в большом общежительном монастыре на Святой Горе согласно монастырскому расписанию, выполняя свое послушание в келье и на богослужениях, подвизаясь в послушании, в смирении и молчании, достиг он торжества святости. И пусть нам не известен аскетический подвиг сего героя духа, мы можем прийти к выводу, что поскольку смирение было его постоянным и неотделимым качеством, не мог он не подвизаться и в послушании – послушании совершенном и незаметном, без всякого следа возражения, ибо разве может смиренный человек хоть в чем-нибудь говорить наперекор другому? Следовательно, подвизался он и в молитвенном молчании, ибо как говорит авва Исаак Сирин, смиренный всегда молчалив, молчаливый же не обязательно смиренен. Но разве же мог тот, кто не хотел говорить о себе и после смерти – хоть и обладая величайшим дерзновением перед лицом Божиим – разве мог он при жизни болтать и рассеиваться по мелочам?
Нам представляется, что перенесение мощей преподобного Евдокима не случайно пришлось в жизни нашей Церкви именно на данный период. Божий Промысел хранил сие сокровище неизвестным сколько лет, а может, и веков, дабы явить его миру в подходящий момент. А подходящий момент настал в середине XIX века, в 1840 г., когда и были обретены святые мощи.
В ту эпоху произошли важные события, связанные с усилением прозападных, а точнее прогалльских, тенденций в новогреческом государстве и в православии. Адамантий Кораис, крупный идеолог европейского теистического Просвещения, в 1831 г. издает книгу «Духовный спутник», в которой кратко излагает свои взгляды на Церковь, приравнивая, по сути, православное монашество к ереси и еретической жизни. Архимандрит Феоклит Фармакидис, секретарь Священного Синода и действительный член семичленной комиссии по реорганизации Церкви, представил в 1834 г. «Заключение» по церковному вопросу, большинство статей которого были нацелены на разрушение православного монашества.
В дальнейшем «Заключение» комиссии было воплощено в жизнь регентом, несмотря на то, что оно по существу нарушало принципы православного общественного устройства, установленные Вселенскими Соборами. Вследствие всего этого греческое православное монашество сократилось в размерах и изменилось по сути. В Греции закрылось тогда более 400 монастырей. И именно в эти печальные для православного монашества времена Святая Гора заявила о своем существовании, явив миру святого Евдокима. Явив миру свои исполненные благодати мощи, святой Евдоким как будто дал ответ усомнившимся, а скорее, просто неверующим гуманистам своего времени. О чем? О том, что смертный человек может стать Богом по благодати.
О том, что аскеза, а не учение есть мать святости. Что святоотеческая традиция пребывает неизменной и не нуждается ни в каком возрождении и приведении в соответствие с ценностями каждой эпохи. Что мы не приемлем перевода веры на язык логических доктрин, ибо логицизму и морализму нет места в духовной жизни. Что свет западноевропейского Просвещения не способен затмить невечерний свет Святой Горы, нетварный свет Светодавца Христа, что может он лишь пролить свет на тварную действительность, например на науку, и не властен над нетварной действительностью, той, которой живем мы в православии, и особенно в ее ковчеге – на Святой Горе.
Пресвятая Богородица благосклонно призрела на Свой «священный удел», на Свой вертоград, на духовную купель православия в сей критический для греческого православия час, дабы явить миру сие поразительное свидетельство жизни Духа – сверхприродное освящение Своего истинного чада – преподобного Евдокима Ватопедского.
Возьмем же себе примером, возлюбленные мои братия и отцы, образ жизни святого Евдокима, дабы возжелать и стяжать и нам богоподобное смирение, вместилищем которого воистину был святой Евдоким. То смирение, которое святые отцы считали основанием и связью всех добродетелей, источником всех дарований, называя его боготканным хитоном и ризой Божиими. Да не возжелаем мы известности и признания от других. Да не будем стремиться к почестям. Да возжелаем мы невидимости в сей жизни, дабы вкусить видения Божия. И желая пережить то, через что прошел и Христос, да будем радоваться презрению и бесчестию. Путь смирения – это самый безопасный и духовно плодотворный путь для имеющих мужество подвизаться ему в его подлинном виде.
Возлюбленные мои братия и отцы, святой Евдоким является свидетельством того, что Афон на протяжении веков продолжает выполнять свою миссию – творить святых. Святых, которые являются миру в особенности в критические моменты для жизни всех христиан Церкви нашей. Будем же мы все молиться, чтобы и в современную эпоху, в которой повсюду, как повальная эпидемия, царят грех и безверие, Святая Гора не прекратила вершить свое дело, пусть даже и с нами – с худшими из насельников своих. Быть Святогорцем не только великое благословение, но и великая ответственность.
Смиренно молюсь, да направит нас Госпожа наша Пресвятая Богородица, Игумения сего святоименного места, предстательством преподобного и богоносного отца нашего Евдокима Новоявленного Чудотворца на пути истинного во благодати смирения.

(Стенограмма магнитофонной записи слова игумена Великого Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема на монастырской трапезе, пятница 5/18 октября 2002 г.)

www.pemptousia.ru

Характеристики

Типдомовая
Видиконы праздничные
Масштаб изображаемых фигурростовые
Техника исполненияпечатные (типографские)
Высота40 см
Ширина31 см

Отзывы

Пока нет отзывов
Рубрика каталога Zakupka.com: Иконы
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх